xcellnt
Год 2154-ый… Земля разрушена, перенаселена. Люди разделены на очень богатых, живущих на орбитальной станции «Элизиум», и остальных, побирающихся там, внизу. Без медицинской помощи, без достойной жизни, и почти без надежды… Кхм, простите… Итак, это история о Максе, неудачнике, которого жестокие обстоятельства загоняют в угол. Он будет жив считанные дни. Ему ничего не остается, как попасть на «Элизиум»… Смотрите в лучших кинотеатрах вашего города!
Первое, что я хочу сказать об «Элизиуме» — это амбициозный фильм. Режиссёр Нил Бломкамп бесстрашно взялся за непростые и негламурные темы социального неравенства, апартеида, элитизма. Картина смешивает в игристый коктейль жанры антиутопии, киберпанка, научно-фантастического боевика, драмы, социальной фантастики… Среди летних премьер её заметно выделяет серьёзный комментарий к современной правой консервативной политике.
Это одновременно и сильная, и слабая сторона фильма. Политика в кино разделяет аудиторию. Реакция кинозрителей на «Элизиум» неоднозначная и во многом зависит от того, насколько пазл повестки дня фильма совпадёт с мозаикой их собственной картины мира.
Изображённое будущее не блистает той наивностью и технократическим гламуром, как в недавнем «После нашей эры». Лос-Анджелес в 2154-ом году превратился, натурально, в Мексику. Испанская речь звучит повсюду. Честно сводить концы с концами в нем очень сложно, поэтому криминалитет вездесущ. Несмотря на прогресс в робототехнике, человечество создало себе лишь неутомимых надзирателей. Человеческая жизнь на Земле не стоит и ломаного гроша, а смысл жизни элиты сводится лишь к охране статус-кво. Странным мне показалось полное отсутствие гаджетов среди местных. Если сейчас даже у бомжей в Сан-Франциско есть планшетные компьютеры, то неужели в 2154 году у жителей Лос-Анджелеса нет носимой электроники? Впрочем, дизайн костюмов и оружия, выполненный WETA Workshop, действительно хорошо проработанный и выглядит правдоподобно.
Подать на гражданство в «Элизиуме» можно в интернете
Сравнение с предыдущим фильмом Нила — «Районом №9» напрашивается само собой. Действительно, место действия и обстоятельства во многом подобны. Тем не менее, у меня сложилось ощущение, что «Элизиум» далеко не авторимейк «Района №9». Это достаточно разные фильмы, происходящие в одной вселенной. В которой главной целью персонажей, проходящих путь сложной физической и духовной трансформации, является простое выживание.
Интересной показалась мне политическая система, крупными мазками изображенная в «Элизиуме». Технократия в её радикальной форме. Человеку доступна лишь видимость контроля орбитальной биосферы. На самом деле, балом правит компьютерная система, со всем её внутренним несовершенством. Бломкамп выразительно показывает варварское нутро настолько технологически продвинутого общества.
Тема доступа к медицинской помощи актуальна, и очень близка, прежде всего, отечественному зрителю. На этой ноте легко сопереживать героям «Элизиума». В остальном, фильм забывает раскрыть персонажей глубже. Последний акт получился очень скомканным, а концовка и вовсе заставляет чесать голову в недоумении.
Несмотря на недостатки, спасибо Нилу за то, что поднял в мейнстримовом фильме серьёзные и непростые темы. «Элизиум: Рай не на Земле» даст богатую пищу для ума. Жаль, не столь сбалансированную, как французская кухня на орбите.