xcellnt
Фильм начинается с вступительных титров, рассказывающих о превосходстве немецких «Тигров» над американскими «Шерманами», о больших потерях американских танковых соединений в боях с новейшей нацистской бронетехникой. Такая искренность в постановке картины в исторический контекст подкупает. А также намекает на танковое сражение, ради которого многие диванные танкисты и покинули привычных комнатный уют жарких баталий в игре «Мир танков», придя в кинотеатр.
Танковых боев в картине не много и, на самом деле, это плюс. Зрителю дают время пронаблюдать быт и повседневную рутину танкистов времён Второй мировой войны. Внимание к деталям тоже чувствуется. Мне сложно оценить корректность всех технических деталей в силу равнодушия к тематике, но канонада довольных возгласов с галёрки подтверждала хорошее впечатление от работы исторических консультантов.
Сюжет линейно показывает короткий период из жизни танкового взвода на вражеской территории. Такое художественное решение тоже плюс. Мало у кого удается искусно показать флешбеки без запутывания зрителя и рассеивания внимания от основной повествовательной линии. В визуальном плане картина скромная и консервативная. Отсутствует излишняя «живая камера», замедленная съемка или чрезмерный экшен без учёта законов физики.
Для режиссера и сценариста Дэвида Эйера («Крутые времена», «Патруль», «Саботаж») этот проект был, по-видимому, очень личным, так как он устроил полноценную армейскую муштру главному актерскому ансамблю. Кроме этого, он заставил Бреда Питта сотоварищи прожить некоторое время в танке, в котором они спали, ели и ходили в туалет. Шайа Лабаф гордился в интервью, что не мылся неделями ради создания аутентичной атмосферы внутри танка.
К слову, бронетехника в фильме показана роскошная. На съёмках использовался единственный в мире танк Tiger 131 на ходу. Последний раз реальный «Тигр» появлялся на большом экране 46 лет тому назад. Пусть это ранняя модель Тигра, которая имеет визуальные отличия от «Тигров» сражавшихся в 1945 году, следует отметить усилия съёмочной группы в стремлении к аутентичности. Со стороны союзников снимались десяток музейных «Шерманов», а «танком-героем» стал M4A2E8. Приятно наблюдать, как месят грязь гусеницами не макет или трёхмерная компьютерная модель, а настоящий исторический артефакт.
Коллектив танкистов получился разноплановый. Здесь и благородный немецкоговорящий командир в исполнении Питта, и пастор-крестоносец Шайа Лабаф, и горячий мексиканец Майкл Пенья. Правда, иногда актеры переусердствовали, сваливаясь в карикатурность.
Финальная битва третьего акта многим покажется неправдоподобной. Могу понять такое ощущение. Все же следует учитывать обстановку «тотальной войны», которую под конец объявил Гитлер. Под ружье ставились совсем молодые и зачастую неопытные люди. Больше всего мне не понравился сентиментальный эпизод с немками в освобождённом городе. Возможно, на бумаге он не выглядел столь картонным.
«Ярость» напомнила мне о фильме «Ливан», с его радикальным подходом изображения всего действия внутри танка. Последний акт выглядит практически римейком фильма «Сахара» с Хемфри Богартом.
Несмотря на требовательность режиссёра к актёрам и стремление к реализму, вряд ли фильм станет фаворитом «оскаровского сезона». Фильм полон традиционных для лент о войне клише и не всегда удачных потуг к солдатской философии.