xcellnt
«Гравитация» — зрелищный, талантливо сделанный фильм. Если исключить традиционную голливудскую сентиментальность и то, что во всем опять виноваты русские — «Гравитация» дарит зрителю особенный «эффект присутствия». Наконец-то, со времен «Аватара» и «Жизни Пи» вышел фильм, который действительно стоит посмотреть в 3D.
Интересной для меня является тема возражений зрителей насчёт научной достоверности фильма. Часто, когда я обсуждал «Гравитацию» со знакомыми, в их отзывах сквозил научный снобизм. Что мол, так не может быть и так не бывает, и дальше следовало перечисление всех недостатков картины с точки зрения законов мироздания.
Конечно, «Гравитация» — это, прежде всего, художественный фильм, рассказывающий историю обычными методами с использованием необычных и впечатляющих технологий. Простая история выживания в космосе разбавлена голливудскими «слезодавилками» и обращается к предельно массовой аудитории.
С оглядкой на это, перечень недостоверностей у зрителя начинается с вопроса потери связи c центром управления и контроля за космическими полетами. Мол, спутники связи вращаются гораздо выше, на геостационарных орбитах. Так и есть, как не крути. Сцена с повисшей Сандрой Буллок на стропе парашюта, которой необходимо отпустить в последний полет Джорджа Клуни — следующий кандидат на разрушение мифов. Я уже не говорю об укладке волос Сандры, которые ведут себя совершенно не по орбитальному спокойно, лежа в аккуратной прическе. И можно продолжать, и продолжать… Кстати, королем придирок я считаю астрофизика Нила Деграсс Тайсона, написавшего в письме режиссеру Джеймсу Кэмерону о неправильном расположении звезд над головой дрейфующей на льдине Роуз в «Титанике». Они не могли так смотреться в реальном месте затонувшего лайнера в 1912 году.
На мой взгляд, такая реакция вызвана контекстом, в котором происходит история. Сам антураж космоса, фон на котором происходят события, стимулирует зрителя на поиск несоответствий. Космос прочно ассоциируется в массовом сознании с наукой и прогрессом. Тем более, в сознании наших сограждан. Поэтому фильм воспринимается сильно неправдоподобным, хотя все отмечают его высокие художественные и технические качества.
В нашей культуре, и даже языке, нет полноценного аналога понятию «приостановки неверия» — "suspension of disbelief". Само явление неизбежно присутствует, а понятия нет.
Приостановка неверия — это состояние сознательной вовлечённости в художественное произведение, при котором его искусственность и элементы неправдоподобности начинают восприниматься как нечто действительное и реальное. Самым очевидным примером такого явления можно назвать жанр фэнтези. Без сознательного усилия и приостановки неверия сложно воспринимать всех этих эльфов и орков.
«Гравитация» требует для получения эмоционального эффекта такой приостановки. Альфонсо Куарон срежиссировал не «Космическую одиссею 2001 года», а неизбывно голливудский и душещипательный фильм. У него хорошо получается работать с эмоциональной стороной кинематографа, вспомнить хотя бы «Дитя человеческое». Пусть в этот раз манипуляция эмоциями ощущалась форсированной и навязчивой, все равно. Фильму удаётся запасть в душу.
Ещё один показательный момент связан с первопричиной всего происходящего в фильме. Чтобы не обидеть очень важную в финансовом плане для Голливуда китайскую аудиторию, бездумно расстреливают спутники русские. Притом, что реальный расстрел спутника был совершён именно китайцами, захламившими опасным космическим мусором орбиту. Зато теперь николаевской обсерватории будет чем заняться, отслеживая передвижения каждого из кусочков для NASA.
«Гравитация» — один из фильмов 2013-о года для меня. Пусть в нем и есть к чему прицепиться.